Государством выделяются значительные финансовые средства на федеральные целевые программы, реализацию крупных инвестиционных проектов, строительство инфраструктурных объектов.
Крайне важно, чтобы все выделенные средства эффективно использовались. Сфера закупок в нашей стране подвержена высоким коррупционным рискам.
В статье 7 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» среди основных направлений деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции предусмотрено обеспечение добросовестности, открытости, добросовестной конкуренции и объективности при осуществлении закупок товаров, работ, услуг.
Совершенствованию мер по противодействию коррупции при осуществлении закупок товаров, работ, а также при распоряжении государственным и муниципальным имуществом посвящена глава X Национального плана противодействия коррупции на 2021–2024 годы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2021 № 478.
Существует следующие способы злоупотреблений при заключении и исполнении государственных и муниципальных заказов:
- аффилированность работников органов государственной власти и органов самоуправления с субъектами предпринимательской деятельности, то есть систематическое злоупотребление должностными полномочиями в целях создания благоприятных условий собственному бизнесу либо коммерческой деятельности третьих лиц.
- ограничение конкуренции, воспрепятствование предпринимательской деятельности при организации и проведении конкурсных процедур, в том числе путем завышения стоимости работ и с использованием фирм-однодневок.
К числу механизмов, используемых для завышения цены контракта на стадии, предшествующей выполнению работ, относятся завышение начальной цены контракта представителем заказчика при наличии сговора с предполагаемым победителем.
Основными мошенническими механизмами при осуществлении государственного (муниципального) заказа, а также при реализации схем, направленных на ограничение (устранение) конкуренции в сфере закупок, являются картельные сговоры на торгах, так называемое тендерное рейдерство, предоставление фиктивного финансового обеспечения (банковских гарантий) в ходе конкурсных торгов, иные нарушения антимонопольных требований.
За нарушения в сфере закупок установлена ответственность по статьям 200.4, 200.5, 200.6, 304 Уголовного кодекса РФ, санкцией которых предусмотрено наказание вплоть до лишения свободы.
Помощник Узловского
межрайонного прокурора Е.И. Суворова