Прокуратура разъясняет об уголовной ответственности за совершение действий в целях подрыва экономической безопасности или обороноспособности Российской Федерации (Узловская межрайонная прокуратура)
Совершение действий, направленных на разрушение или повреждение предприятий, сооружений, объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, средств связи, объектов жизнеобеспечения населения либо на нанесение вреда здоровью людей и (или) компонентам природной среды, в целях подрыва экономической безопасности и (или) обороноспособности Российской Федерации, то есть диверсия, влечет предусмотренную уголовным законом ответственность, предусмотренную ч. 1 ст. 281 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ).
Ответственность за диверсию несет любое физическое вменяемое лицо (гражданин РФ, иностранный гражданин или лицо без гражданства), достигшее 16-летнего возраста.
Способами диверсии являются не только взрывы и поджоги, но и иные действия, которые также ведут к быстрым последствиям разрушительного характера (устройство аварий, затоплений, крушений и др.).
За совершение данного преступления предусмотрено наказание до двадцати лет лишения свободы, а в случае, если это деяние сопряжено с посягательством на объекты использования атомной энергии, потенциально опасные биологические объекты либо с использованием ядерных материалов, радиоактивных веществ или источников радиоактивного излучения либо ядовитых, отравляющих, токсичных, опасных химических веществ или патогенных биологических агентов либо повлекли причинение смерти человеку, вплоть до пожизненного лишения свободы.
Помимо этого, законодатель предусмотрел ответственность вплоть до пожизненного лишения свободы за содействие диверсионной деятельности, то есть склонение, вербовку или иное вовлечение лица в совершение хотя бы одного из преступлений, предусмотренных ст. 281 УК РФ, вооружение или подготовку лица в целях совершения указанных преступлений, а равно финансирование диверсии (ст. 281.1 УК РФ), прохождение обучения в целях осуществления диверсионной деятельности (ст. 281.2 УК РФ), организацию диверсионного сообщества и участие в нем (ст. 281.3 УК РФ).
При этом, согласно уголовному закону подлежит освобождению от уголовной ответственности:
- лицо, совершившее преступление, предусмотренное ст. 281.1 УК РФ, если оно своевременным сообщением органам власти или иным образом способствовало предотвращению либо пресечению этого преступления, которое оно финансировало и (или) совершению которого содействовало, и если в его действиях не содержится иного состава преступления;
- лицо, совершившее преступление, предусмотренное ст. 281.2 УК РФ, если оно сообщило органам власти о прохождении обучения, заведомо для обучающегося проводимого в целях осуществления диверсионной деятельности либо совершения хотя бы одного из преступлений, предусмотренных ст. 281 УК РФ, способствовало раскрытию совершенного преступления или выявлению других лиц, прошедших такое обучение, осуществлявших, организовавших или финансировавших такое обучение, а также мест его проведения и если в его действиях не содержится иного состава преступления;
- лицо, добровольно прекратившее участие в диверсионном сообществе и сообщившее о его существовании, если в его действиях не содержится иного состава преступления.
Помощник прокурора Н.В. Васякина
Прокуратура разъясняет о мерах обеспечения по делам об административных правонарушениях (Узловская межрайонная прокуратура)
Конституцией Российской Федерации установлены обязанности государства, в том числе по обеспечению законности и правопорядка, неукоснительному соблюдению прав и законных интересов граждан и юридических лиц.
Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях – это процессуальные действия, осуществляемые уполномоченными лицами в процессе возбуждения и рассмотрения дел об административныхправонарушениях.
Их цели, основания и процедура применения регламентированы нормами главы 27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
В соответствии со статьей 27.1 КоАП РФ уполномоченное лицо вправе применять меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления.
Согласно КоАП РФ уполномоченное лицо в праве в пределах своих полномочий применять следующие меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении:
-доставление – принудительное препровождение лица в служебное помещение органа внутренних дел, в помещение органа местного самоуправления или иное служебное помещение в зависимости от субъекта реализации этой меры в целях составления административного правонарушения при невозможности его составления на месте выявления, если составление протокола является обязательным (статья 27.2 КоАП РФ);
-административное задержание – кратковременное ограничение свободы лица, которое применяется в исключительных случаях, когда это вызвано необходимостью обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении (статья 27.3 КоАП РФ);
- личный досмотр, досмотр вещей, транспортного средства, находящихся при гражданине осуществляются в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения (статьи 27.7, 27.9 КоАП РФ); осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов (статья 27.8 КоАП РФ);
- изъятие вещей, явившихся орудиями или предметами административного правонарушения, и документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении и обнаруженных на месте его совершения либо при осуществлении личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, и досмотре транспортного средства (статья 27.10 КоАП РФ);
- отстранение лица от управления транспортным средством производится при наличии оснований полагать, что это лицо находится в состоянии опьянения, с последующим направлением этого лица на медицинское освидетельствование (ст. 27.12 КоАП РФ). Также отстраняются от управления транспортными средствами лица, не имеющие при себе регистрационных документов на транспортное средство (часть 1 статьи 12.3 КоАП РФ), управляющие транспортными средствами с заведомо неисправными тормозной системой (за исключением стояночного тормоза), рулевым управлением или сцепным устройствомпри наличии прицепа (часть 2 ст. 12.5 КоАП РФ), а также лицом, не имеющимправа управления транспортным средством либо лишенным такогоправа,а также лицом, повторно совершившим административное правонарушение, предусмотренные частями 1, 2 и 4 статьи 12.7 КоАП РФ.
Кроме того, к мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении относятся: задержание транспортного средства (статья 27.13 КоАП РФ); арест товаров, транспортных средств и иных вещей статья (статья 27.14 КоАП РФ); привод (статья 27.15 КоАП РФ); временный запрет деятельности (статья 27.16 КоАП РФ); залог за арестованное судно (статья 27.18 КоАП РФ); помещение иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации (статья 27.19 КоАП РФ) в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, в специальные учреждения, предусмотренные Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»; арест имущества в целях обеспечения исполнения постановления о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьями 15.27.3 или 19.28 КоАП РФ (статья 27.20 КоАП РФ) .
Вред, причиненный незаконным применением мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
Помощник прокурора Н.В. Васякина
Прокуратура разъясняет о вступлении в силу новых правил установки и применения дорожных камер автоматической фиксации несоблюдения ПДД (Узловская межрайонная прокуратура)
По общему правилу запрещено выявлять нарушения камерами, которые не отвечают новым требованиям. Данные с таких камер нельзя использовать для привлечения к ответственности.
Установлен закрытый перечень мест, где можно устанавливать стационарные и передвижные камеры. В список включили, в частности:
- пересечение дорог, где за отчетный год произошло 4 и более ДТП одного вида с материальным ущербом, или 2 аварии одного вида, или 4 любых ДТП, в результате которых погибли либо были ранены люди;
- места строительства, реконструкции и капремонта, а также других работ, из-за которых нужно временно ограничить либо прекратить движение;
- пешеходные переходы;
- места, которые определяют при контроле в области безопасности дорожного движения.
При въезде в населенный пункт размещение стационарных и передвижных камер должно быть так, чтобы зона их контроля начиналась на расстоянии не менее 100 м от одного из знаков "Начало населенного пункта".
Кроме этого, владельцев дорог обязали вести учет автоматических камер.
Помощник прокурора Н.В. Васякина
Прокуратура разъясняет об ответственности за незаконный оборот специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации (Узловская межрайонная прокуратура)
Под специальными техническими средствами, предназначенными для негласного получения информации понимаются приборы, системы, комплексы, устройства, специальные инструменты для проникновения в помещения и (или) на другие объекты и программное обеспечение для электронных вычислительных машин и других электронных устройств для доступа к информации и (или) получения информации с технических средств ее хранения, обработки и (или) передачи, которым намеренно приданы свойства для обеспечения функции скрытого получения информации либо доступа к ней без ведома ее обладателя.
Уголовная ответственность за незаконное производство, приобретение и (или) сбыт специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации предусмотрена статьей 138.1 Уголовного кодекса Российской Федерации и наказывается наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо ограничением свободы на срок до четырех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
К специальным техническим средствам, предназначенным для негласного получения информации, не относятся находящиеся в свободном обороте приборы, системы, комплексы, устройства, инструменты бытового назначения, обладающие функциями аудиозаписи, видеозаписи, фотофиксации и (или) геолокации, с открыто расположенными на них органами управления таким функционалом или элементами индикации, отображающими режимы их использования, или наличием на них маркировочных обозначений, указывающих на их функциональное назначение, и программное обеспечение с элементами индикации, отображающими режимы его использования и указывающими на его функциональное назначение, если им преднамеренно путем специальной технической доработки, программирования или иным способом не приданы новые свойства, позволяющие с их помощью получать и (или) накапливать информацию, составляющую личную, семейную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну, без ведома ее обладателя.
Помощник прокурора Н.В. Васякина
Прокуратура разъясняет об освобождение от наказания в связи с прохождением военной службы в период мобилизации, военного положения или в военное время (Узловская межрайонная прокуратура)
Статьями 78.1 УК РФ и 28.2 УПК РФ предусмотрен механизм освобождения от уголовной ответственности, наказания и механизм погашения судимости для мобилизованных и контрактников.
Исключение – совершение следующих преступлений (против половой неприкосновенности несовершеннолетних, предусмотренные п. "а" ч. 3, п. "б" ч. 4, ч. 5 ст. 131, п. "а" ч. 3, п. "б" ч. 4, ч. 5 ст. 132, ч. 3 - 6 ст. 134 или ч. 3 - 5 ст. 135 УК РФ, либо хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 189, 200.1, 205 - 205.5, 206, 208 - 211, п. "б" ч. 2 ст. 215.4, ст. 217.1, 220, 221, 226.1, 229.1, 274.1, 275, 275.1, 276 - 280.2, 280.4, 281 - 281.3, 282.1 - 282.3, 283 - 283.2, 284, ч. 2 ст. 322.1, ст. 355, 359 - 361 УК РФ).
Предварительное следствие в отношении подозреваемых (обвиняемых) приостанавливается на основании ходатайства командования воинской части (учреждения). Мобилизованный (контрактник) освобождается от уголовной ответственности (уголовное преследование прекращается), наказания, судимость в отношении него погашается со дня:
- награждения государственной наградой, полученной в период военной службы;
- увольнения с военной службы по отдельным основаниям.
Подозреваемый (обвиняемый) может отказаться от прекращения уголовного преследования. В таком случае производство по уголовному делу продолжается в обычном порядке.
Помощник прокурора Н.В. Васякина