Федеральным законом от 13 июля 2024 г. № 179-ФЗ «О ежегодной семейной выплате гражданам Российской Федерации, имеющим двух и более детей» для работающих родителей, вводится ежегодная выплата (Узловая межрайонная прокуратура)
В целях обеспечения социальной поддержки семей, имеющих детей, Федеральным законом устанавливается ежегодная семейная выплата гражданам Российской Федерации, имеющим двух и более детей. Право на получение выплаты предоставляется работающим родителям (усыновителям, опекунам, попечителям), имеющим двух и более детей, являющихся гражданами Российской Федерации и постоянно проживающих на территории Российской Федерации, при условии, что такие родители (усыновители, опекуны, попечители) являются гражданами Российской Федерации, постоянно проживают на территории Российской Федерации, являются налоговыми резидентами Российской Федерации и с их доходов уплачен налог на доходы физических лиц в году, предшествующем году обращения за назначением выплаты.
Право на получение выплаты возникает при условии, если размер среднедушевого дохода семьи не превышает 1,5-кратную величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации по месту жительства (пребывания) или фактического проживания заявителя в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 24 октября 1997 года № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» на год, предшествующий году обращения за назначением выплаты.
Выплата производится каждому из родителей (усыновителей, опекунов, попечителей) детей в возрасте до 18 лет и детей в возрасте до 23 лет в случае, если они обучаются в общеобразовательной организации, профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования по очной форме обучения (за исключением обучения по дополнительным образовательным программам), при условии, что у заявителя отсутствует задолженность по уплате алиментов.
Выплата назначается и производится территориальным органом Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации.
Заявление о назначении выплаты может быть подано заявителем с 1 июня до 1 октября года, следующего за годом, за который исчислен налог на доходы физических лиц.
Заявление о назначении выплаты подается в территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по месту жительства (пребывания) или месту фактического проживания
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2026 года.
Помощник
Узловского межрайонного прокурора Л.Н. Давыденко
Изменения в законодательстве об образовании (Узловая межрайонная прокуратура)
01.05.2024 вступил в действие Федеральный закон от 14.04.2023 № 124-ФЗ, которым в Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» введено понятие «целевое обучение», а также в новой редакции изложена статья 56 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ, регулирующая вопросы реализации прав граждан на получение образования на основании договора о целевом обучении по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования.
Указанной нормой закона в новой редакции расширен перечень заказчиков целевого обучения (заказчиком могут быть индивидуальные предприниматели).
Из существенных условий договора о целевом обучении исключены обязательства заказчика целевого обучения по организации учебной, производственной и преддипломной практики гражданина.
Также в число существенных условий договора о целевом обучении включено обязательство гражданина по освоению образовательной программы, указанной в договоре о целевом обучении. Указанной обязанности корреспондировано право заказчика целевого обучения на получение из образовательной организации сведений о результатах освоения гражданином образовательной программы.
Претерпели изменения и нормы, предусматривающие ответственность сторон, в случае уклонения от исполнения условий договора о целевом обучении.
Ранее при нарушении условий сделки гражданин возмещал заказчику расходы, связанные с предоставлением мер социальной поддержки в двойном размере. Теперь в таком случае он должен возместить заказчику целевого обучения в полном объеме расходы, связанные с предоставлением мер социальной поддержки, без каких-либо штрафных санкций.
При этом ответственность заказчика изменена с двукратного размера меры социальной поддержки, до суммы, равной трехкратной величине 2 среднемесячной начисленной заработной платы в субъекте Российской Федерации, на территории которого должен был быть трудоустроен гражданин в соответствии с договором о целевом обучении.
Помощник
Узловского межрайонного прокурора Л.Н. Давыденко
В постановлении Конституционного Суда РФ от 06.12.2023 № 56-П «По делу о проверке конституционности части четвертой статьи 153 Трудового кодекса Российской Федерации» отмечено следующее (Узловая межрайонная прокуратура)
В случае привлечения работника к работе в день, предназначенный для отдыха, он вместо применяемой по умолчанию в силу статьи 153 ТК РФ повышенной оплаты труда за такую работу вправе выбрать день отдыха и заявить об этом работодателю.
Однако в законодательстве не установлен механизм определения даты использования дня отдыха за работу в выходной или нерабочий праздничный день. Не определено, в течение какого времени должно быть принято решение по заявлению работника о предоставлении конкретного дня отдыха или на протяжении какого периода с даты работы в выходной или нерабочий праздничный день работнику должен быть предоставлен такой день отдыха.
Это может приводить к невозможности согласования конкретной даты использования дня отдыха вследствие бездействия работодателя, что препятствует реализации работником данного права.
Отсутствие в оспариваемой норме указания на обязанность работодателя предоставить работнику дни отдыха за работу в выходные или нерабочие праздничные дни до момента увольнения приводит на практике к тому, что работник лишается как этих дней отдыха, так и повышенной оплаты своего труда.
Конституционный Суд отметил, что работодатель обязан при увольнении работника заменить неиспользованные дни отдыха повышенной оплатой работы в выходные и нерабочие праздничные дни, а сам факт выбора ранее работником предоставления других дней отдыха вместо денежной компенсации не может рассматриваться как препятствие для получения им такой денежной выплаты.
Часть 4 ст. 153 ТК РФ не противоречит Конституции РФ, поскольку предполагает, что в случае, когда между работником и работодателем достигнуты соглашения о предоставлении дней отдыха за работу в выходные или нерабочие праздничные дни, но на день увольнения они не были предоставлены, работнику в день увольнения выплачивается за весь период трудовой деятельности у данного работодателя разница между оплатой работы в указанные дни по правилам частей первой - третьей статьи 153 ТК РФ и произведенной за эти дни оплатой в одинарном размере. В то же время федеральному законодателю надлежит внести изменения в действующее правовое регулирование предоставления в соответствии с частью четвертой статьи 153 ТК РФ дней отдыха за работу в выходные и нерабочие праздничные дни.
Помощник
Узловского межрайонного прокурора Л.Н. Давыденко
Прокуратура разъясняет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение родительских обязанностей (Узловская межрайонная прокуратура)
В соответствии со статьей 63 Семейного кодекса Российской Федерации родители, иные законные представители, несут ответственность за воспитание несовершеннолетних и обязаны заботится об их здоровье и развитии.
К сожалению, из-за отсутствия контроля со стороны родителей дети получают различные травмы вследствие нахождения без присмотра, например, в процессе игры используют без спроса спички или иные легковоспламеняющиеся предметы.
Для предупреждения несчастных случаев родителям следует проводить со своими детьми разъяснительные беседы о недопустимости самостоятельного использования спичек и иных легковоспламеняющихся предметов.
Родительская ответственность предусмотрена уголовно-правовым законодательством. Статьей 156 УК РФ предусмотрена ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, а равно педагогическим работником или другим работником образовательной организации, медицинской организации, организации, оказывающей социальные услуги, либо иной организации, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним.
Необходимо усилить контроль за малолетними и несовершеннолетними.
Помощник прокурора Л.Н. Давыденко
Прокуратура разъясняет «Конфискация транспортного средства как элемент предупреждения общественно-опасных действий в сфере дорожного движения» (Узловская межрайонная прокуратура)
В соответствии с п. «д» ч. 1 ст. 104.1. УК РФ конфискация имущества есть принудительное безвозмездное изъятие и обращение в собственность государства на основании обвинительного приговора транспортного средства, принадлежащего обвиняемому и использованного им при совершении преступления.
По смыслу уголовного закона применение ст. 104.1 УК РФ не зависит от условий жизни и материального положения осужденного, для ее применения необходимо наличие совокупности двух обстоятельств: во-первых – принадлежность транспортного средства осужденному, во-вторых использование осужденным транспортного средства при совершении инкриминируемого преступления, предусмотренного ст. 264.1-264.3 УК РФ.
Согласно разъяснений пленума Верховного суда РФ от 14.06.2018 № 17 «О некоторых вопросах, связанных с применением конфискации имущества в уголовном судопроизводстве» принадлежащим обвиняемому следует считать имущество, находящееся в его собственности, а также в общей собственности обвиняемого и других лиц, в том числе в совместной собственности супругов.
Кроме того, ст. 104.2 УК РФ предусматривает конфискацию денежной суммы, которая соответствует стоимости подлежащего конфискации предмета, в случаях, когда на момент принятия решения конфискация невозможна в связи с его использованием, продажи или по иной причине.
В случае отсутствия либо недостаточности денежных средств, подлежащих конфискации взамен предмета, входящего в имущество, суд выносит решение о конфискации иного имущества, стоимость которого соответствует стоимости предмета, подлежащего конфискации.
Таким образом, если обвиняемому удалось избавиться от автомобиля, чтобы избежать его конфискации, то вместо него конфискуется его стоимость в виде денежной суммы (банковский счет, вклад и т.д.). Если же денег недостаточно, то может быть конфисковано иное имущество на соответствующую сумму (земельный участок, гараж, иной автомобиль).
В связи с чем, устанавливая вышеизложенную норму о конфискации транспортных средств, законодатель исходил из необходимости ограничить водителей, представляющих угрозу жизни и здоровья других участников дорожного движения.
Помощник прокурора Л.Н. Давыденко
Прокурор разъясняет: круг лиц, имеющих право на получение алиментов (Узловская межрайонная прокуратура)
Правовая основа исполнения алиментных обязательств родителей и детей заложена в положениях главы 13 Семейного кодекса Российской Федерации.
Так, согласно статье 80 Семейного кодекса Российской Федерации родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей.
При этом согласно положениям статьи 54 Семейного кодекса Российской Федерации ребенком признается лицо, не достигшее возраста 18 лет (совершеннолетия).
Порядок и форма предоставления содержания несовершеннолетним детям определяются родителями самостоятельно. Требование уплаты алиментов возможно на всех без исключения общих детей, в том числе усыновленных.
Так, например, в случае усыновления ребенка супруга от первого брака, указанное несовершеннолетнее лицо будет иметь право на содержания путем выплаты алиментов равно как и родной ребенок.
Более того, дети, рожденные вне брака, при условии, что отцовство подтверждено, получают те же прав права, что и дети плательщика, рожденные
в зарегистрированном браке. Они могу претендовать на алименты на тех же основаниях и в тех же размерах.
Помимо родителя, с которым остался ребенок, обратиться за выплатой алиментов на несовершеннолетнего ребенка могут опекун или попечитель несовершеннолетнего, приемные родители, усыновитель, учреждение для сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей, орган опеки и попечительства.
Помощник Узловского
межрайонного прокурора В.В. Саломасов
Уголовная ответственность за фиктивную регистрацию иностранцев (Узловская межрайонная прокуратура)
За фиктивную регистрацию иностранного гражданина по месту жительства в жилом помещении в РФ предусмотрена уголовная ответственность, в частности, в виде штрафа в размере от 100 000 до 500 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок
до трех лет или без такового. При этом лицо освобождается от уголовной ответственности, если оно способствовало раскрытию этого преступления и если в его действиях не содержится иного состава преступления (ст. 322.2 УК РФ).
Фиктивной признается регистрация иностранного гражданина или лица
без гражданства по месту жительства на основании представления заведомо недостоверных сведений или документов для такой регистрации, либо
их регистрация по месту жительства без их намерения проживать
в соответствующем жилом помещении, либо их регистрация по месту жительства без намерения нанимателя (собственника) соответствующего жилого помещения предоставить им данное помещение для проживания (п. 10 ч.1 ст.2 Закона № 109- ФЗ).
Кроме того, уголовная ответственность предусмотрена за фиктивную постановку на учет иностранного гражданина по месту пребывания в РФ. Такое деяние влечет, в частности, наложение штрафа в размере от 100 000 до 500 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок
до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет
с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. При этом лицо освобождается от уголовной ответственности, если оно способствовало раскрытию этого преступления и если в его действиях не содержится иного состава преступления (ст. 322.3 УК РФ).
Под фиктивной постановкой на учет иностранных граждан по месту пребывания в РФ понимается постановка их на учет по месту пребывания (примечание к ст. 322.3 УК РФ): на основании представления заведомо недостоверных (ложных) сведений или документов; в помещении без намерения иностранных граждан фактически проживать (пребывать) в этом помещении или без намерения принимающей стороны предоставить это помещение для фактического проживания (пребывания); по адресу организации, в которой иностранные граждане в установленном порядке не осуществляют трудовую или иную не запрещенную законодательством деятельность.
После установления факта фиктивной регистрации либо факта фиктивной постановки на учет (что фиксируется в соответствующих заключениях) территориальный орган МВД России снимает иностранного гражданина соответственно с регистрации по месту жительства или с учета по месту пребывания.
Помощник Узловского
межрайонного прокурора Е.И. Суворова
Какая предусмотрена ответственность за ненадлежащее содержание жилых домов и жилых помещений?
(Узловская межрайонная прокуратура)
Нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений, на основании ст. 7.22 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей;
на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Объектом правонарушения являются отношения в сфере права собственности на жилые помещения и установленный порядок их использования. Организация содержания и ремонта жилищного фонда - государственного, муниципального и частного - осуществляется с соблюдением требований Жилищного кодекса Российской Федерации и Гражданского кодекса.
При этом следует учитывать, что нормативно-техническими документами в области содержания и текущего ремонта объектов жилищно-коммунальной сферы являются; Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года №170; минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном и правила оказания услуг
и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 года №290; Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг
и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 №491.
Объективная сторона правонарушения состоит в действиях, нарушающих правила содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений.
Государственный контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда осуществляется органами государственной жилищной инспекции.
Региональный жилищный надзор на территории области осуществляет Государственная жилищная инспекция Тульской области.
Согласно ст. 23.55 КоАП органы государственной жилищной инспекции рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 7.21 - 7.23 КоАП. К их числу относятся нарушения правил пользования жилыми помещениями, нарушение правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений, нарушение нормативов обеспечения населения коммунальными услугами.
Ответственность в рамках комментируемой статьи наступает при выявлении фактов низкого качества работ и услуг
Субъекты данного правонарушения - должностные лица и юридические лица, ответственные за содержание жилых домов и (или) жилых помещений.
Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной в форме умысла и неосторожности.
Помощник Узловского
межрайонного прокурора Е.И. Суворова
Прокуратура разъясняет об обеспечении прав собственников жилых помещений в домах, признанных аварийными
(Узловская межрайонная прокуратура)
Изменениями в Жилищный кодекс Российской Федерации с 25.02.2024 уточнены категории граждан, которым жилые помещения по договору социального найма предоставляются во внеочередном порядке.
Ранее в 2023 году Конституционный Суд Российской Федерации
в постановлении от 25.04.2023 признал нормы жилищного законодательства
не соответствующими Конституции Российской Федерации в части необеспечения системного решения вопроса об условиях и порядке удовлетворения жилищных потребностей граждан, признанных малоимущими, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях и являющихся собственниками единственного жилого помещения, признанного в установленном порядке непригодным
для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Статьи 57 и 95 Жилищного кодекса Российской Федерации дополнены нормами о том, что вышеуказанной категории граждан жилые помещения
по договорам социального найма предоставляются во внеочередном порядке.
При этом, собственникам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди, если в установленном федеральным законодательством порядке уполномоченным органом не принято решение
об изъятии участка, на котором располагается находящееся в собственности жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд в целях последующего изъятия такого жилого помещения.
Кроме того, изменениями расширен перечень категорий граждан,
для временного проживания которых предусмотрены жилые помещения маневренного фонда. К ним отнесены все граждане, у которых жилые помещения стали непригодными для проживания.
Помощник Узловского
межрайонного прокурора Е.И. Суворова