Узловский район невелик на карте страны, но у него, как и любого другого, своя история, свое неповторимое лицо.
История
В 1872 году от города Скопина до Тулы прошла экспедиция с целью изыскать возможности проложить железнодорожный путь. Летом 1873 года начались строительные работы- был заложен первый камень в основу станции Хрущевская. В 1873 году при строительстве Ряжско-Вяземской железной дороги появилась станция Узловая, которая впоследствии дала имя городу. Станция соединяет три важнейших направления на Ряжск, Елец, и Тулу. Железная дорога определила жизненный уклад и дальнейшую судьбу города. Со многих точек города видны терриконы шахт, первые из которых были заложены в конце 30-х годов. Одновременно с их строительством сооружались и шахтерские поселки – Дубовка, Горняцкий, Каменецкий, и Брусянский. Особенно бурное развитие угольной промышленности началось в послевоенные годы. За две пятилетки было построено 15 шахт. Сейчас угольные шахты выработаны. В 50-60 годах развитие промышленности и культурно-жилищного строительства определило рост объемов производства промышленности, строительных материалов. Появились крупные заводы, фабрики стало развиваться сельское хозяйство. Весной 1946 года в юго-восточной части города началось строительство завода горного оборудования, а через 4 года он был сдан в эксплуатацию как завод горного машиностроения. С этого момента Узловая становится городом не только железнодорожников и горняков, но и машиностроителей. В 1959 году на базе бывшей брикетной фабрики создано производственное объединение Пластик, на котором было освоено производство полиэтиленовой пленки, волокнита. В начале 60-х в Узловой получает развитие легкая промышленность. На базе отработанных шахт открыты клавиатурная фабрика, завод технических кожаных изделий, обувная и швейные фабрики. С начала 90-х годов в экономике города стал формироваться негосударственный сектор. Начался процесс становления рыночной инфраструктуры, образовались частные предприятия, фонды.