Положение о комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципального образования Узловский район
1. Общие положения
1.1. Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципального образования Узловский район (далее - комиссия) является коллегиальным органом, обеспечивающим единый подход к решению проблем профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, координацию деятельности органов и учреждений системы профилактики на территории района, направленную на предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому, обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, других противоправных и (или) антиобщественных действий, а также случаев склонения их к суицидальным действиям.
1.2. В соответствии со ст.4 закона Тульской области от 07.12.2005 № 657-ЗТО «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав Тульской области и наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по образованию и организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав», органы местного самоуправления, муниципального образования Узловский район наделяются отдельными государственными полномочиями по образованию и организации деятельности муниципальных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав. Положение и состав комиссии утверждается постановлением администрации муниципального образования Узловский район.
1.3. Комиссия руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации и ратифицированными ею международными соглашениями в сфере защиты прав детей, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, законами и нормативными актами Тульской области, Уставом муниципального образования Узловский район, муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления и настоящим Положением.
1.4. Деятельность Комиссии основывается на принципах законности, демократизма, поддержки семьи с несовершеннолетними детьми и взаимодействия с ней, гуманного обращения с несовершеннолетними, индивидуального подхода к несовершеннолетним с соблюдением конфиденциальности полученной информации, государственной поддержки деятельности органов местного самоуправления и общественных объединений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечения ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних.
1.5. Комиссия не является юридическим лицом.
1.6. Комиссия имеет бланк установленного образца, штамп и печать.
2. Задачи комиссии
2.1. Задачами комиссии являются:
а) предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;
б) обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
в) социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, в том числе, связанном с немедицинским потреблением наркотических средств и психотропных веществ;
г) выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, других противоправных и (или) антиобщественных действий.
2.2. Иные задачи в соответствии с федеральным законодательством, законодательством Тульской области, и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации, Тульской области и правовыми актами муниципального образования Узловский район.
3. Полномочия комиссии
3.1. Комиссия в пределах своей компетенции:
1) обеспечивает осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, защите их от всех форм дискриминации, физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения, сексуальной и иной эксплуатации, выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних;
2) утверждают межведомственные планы (программы, порядки взаимодействия) по наиболее актуальным направлениям в области профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав и законных интересов;
3) участвуют в разработке и реализации целевых программ, направленных на защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, профилактику их безнадзорности и правонарушений
4) подготавливает совместно с соответствующими органами или учреждениями материалы, представляемые в суд, по вопросам, связанным с содержанием несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также по иным вопросам, предусмотренным законодательством Российской Федерации;
5) рассматривает вопросы, связанные с отчислением несовершеннолетних обучающихся из организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", и иные вопросы, связанные с их обучением;
6) обеспечивает оказание помощи в бытовом устройстве несовершеннолетних, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы либо вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений, содействие в определении форм устройства других несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, оказание помощи по трудоустройству несовершеннолетних (с их согласия), а также осуществление иных функций по социальной реабилитации несовершеннолетних, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и законодательством Тульской области;
7) применяет меры воздействия в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и законодательством Тульской области;
8) подготавливает и направляет в Министерство труда и социальной защиты Тульской области, в порядке, установленном Постановлением Правительства Тульской области от 19.02.2013 № 45 «Об утверждении формы отчета о деятельности муниципальных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав», отчеты о работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на территории муниципального образования Узловский район.
9) обеспечивает оказание помощи в трудовом и бытовом устройстве несовершеннолетних, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы либо вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений, а также состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях, содействия в определении форм устройства других несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства;
10) принимает решения на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии о направлении несовершеннолетних в возрасте от 8 до 18 лет, нуждающихся в специальном педагогическом подходе, в специальные учебно-воспитательные учреждения открытого типа с согласия родителей (законных представителей), а также самих несовершеннолетних в случае достижения ими возраста 14 лет;
11 )принимает постановления об отчислении несовершеннолетних из специальных учебно-воспитательных учреждений открытого типа;
12) рассматривает информацию (материалы) о фактах совершения несовершеннолетними, не подлежащими уголовной ответственности в связи с недостижением возраста наступления уголовной ответственности, общественно опасных деяний и принимают решения о применении к ним мер воспитательного воздействия или о ходатайстве перед судом об их помещении в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа, а также ходатайства, просьбы, жалобы и другие обращения несовершеннолетних или их родителей (законных представителей), относящиеся к установленной сфере деятельности комиссий;
13) рассматривают дела об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, их родителями (законными представителями) либо иными лицами, отнесенных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и законами Тульской области об административной ответственности к компетенции комиссий;
14) обращается в суд по вопросам возмещения вреда, причиненного здоровью несовершеннолетнего, его имуществу, и (или) морального вреда в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
15) согласовывает представления (заключения) администраций специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, вносимые в суды по месту нахождения указанных учреждений:
15.1) о продлении срока пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа не позднее чем за один месяц до истечения установленного судом срока пребывания несовершеннолетнего в указанном учреждении;
15.2) о прекращении пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии указанного учреждения до истечения установленного судом срока, если несовершеннолетний не нуждается в дальнейшем применении этой меры воздействия (не ранее 6 месяцев со дня поступления несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа) или в случае выявления у него заболеваний, препятствующих содержанию и обучению в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа;
15.3) о переводе несовершеннолетнего в другое специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа в связи с возрастом, состоянием здоровья, а также в целях создания наиболее благоприятных условий для его реабилитации;
15.4) о восстановлении срока пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа в случае его самовольного ухода из указанного учреждения, невозвращения в указанное учреждение из отпуска, а также в других случаях уклонения несовершеннолетнего от пребывания в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа;
16) дает совместно с соответствующей государственной инспекцией труда согласие на расторжение трудового договора с работниками в возрасте до 18 лет по инициативе работодателя (за исключением случаев ликвидации организации или прекращения деятельности индивидуального предпринимателя);
17) участвует в разработке проектов нормативных правовых актов по вопросам защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
18) координируют проведение органами и учреждениями системы профилактики индивидуальной профилактической работы в отношении категорий лиц, указанных в статье 5 Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних";
19) утверждают межведомственные планы индивидуальной профилактической работы или принимают постановления о реализации конкретных мер по защите прав и интересов детей в случаях, если индивидуальная профилактическая работа в отношении лиц, указанных в статье 5 Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", требует использования ресурсов нескольких органов и (или) учреждений системы профилактики, и контролируют их исполнение;
20) содействуют привлечению социально ориентированных некоммерческих организаций и общественных объединений к реализации межведомственных планов (программ) индивидуальной профилактической работы;
21) осуществляют иные полномочия, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
3.2. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав наряду с проведением индивидуальной профилактической работы вправе принять решение в отношении несовершеннолетних, указанных в подпунктах 2, 4, 6, 8 пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", родителей или иных законных представителей несовершеннолетних в случаях совершения ими в присутствии несовершеннолетнего противоправных и (или) антиобщественных действий, оказывающих отрицательное влияние на поведение несовершеннолетнего, о проведении разъяснительной работы по вопросу о недопустимости совершения действий, ставших основанием для применения меры воздействия, и правовых последствиях их совершения.
4. Состав комиссии и полномочия членов
4.1. В состав комиссии входят председатель, заместитель председателя, ответственный секретарь, инспектор по работе с несовершеннолетними, а также не менее 7 иных членов комиссии - представителей органов и учреждений, входящих в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, иных государственных и муниципальных органов и учреждений, организаций, общественных организаций, занимающихся вопросами защиты прав детей.
4.2. Председателем комиссии является заместитель главы администрации муниципального образования Узловский район. В целях обеспечения деятельности комиссии председатель комиссии:
1) распределяет между членами комиссии обязанности по предварительной подготовке дел к рассмотрению на заседаниях комиссии;
2) руководит подготовкой заседаний комиссии и созывает их;
3) председательствует на заседаниях комиссии;
4) подписывает решения, принимаемые комиссией, а также протоколы заседаний комиссии;
5) направляет в соответствующие органы государственной власти Тульской области (далее - органы государственной власти области) запрашиваемую информацию и отчетные документы о деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в установленные сроки;
6) ведет прием граждан;
7) осуществляет иные полномочия, отнесенные к его компетенции.
4.3. Заместитель председателя комиссии осуществляет свою профессиональную деятельность на постоянной основе, является муниципальным служащим, замещающим должность муниципальной службы начальника сектора по работе с несовершеннолетними и защите их прав администрации муниципального образования Узловский район.
Заместитель председателя комиссии по поручению председателя комиссии организует перспективное и оперативное планирование работы комиссии, контролирует выполнение поручений председателя комиссии, ведет прием граждан, осуществляет иные полномочия, отнесенные к его компетенции.
Заместитель председателя комиссии выполняет иные поручения председателя комиссии, исполняет обязанности председателя комиссии в его отсутствие.
4.4. Ответственный секретарь комиссии осуществляет свою профессиональную деятельность на постоянной основе, является муниципальным служащим, замещающим должность муниципальной службы.
Ответственный секретарь комиссии:
1) осуществляет подготовку заседаний комиссии;
2) осуществляет прием и регистрацию поступающих в комиссию материалов и документов, а также их подготовку для рассмотрения на заседании комиссии;
3) осуществляет текущее делопроизводство, отвечает за учет и сохранность документов комиссии;
4) своевременно, не позднее чем за пять дней извещает членов комиссии, а также всех участников заседания о времени и месте проведения заседания комиссии;
5) ведет и подписывает протокол заседания комиссии;
6) ведет прием граждан;
7) формирует банк данных несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, родителей, не выполняющих обязанностей по содержанию, воспитанию и обучению детей;
8) выполняет поручения председателя и заместителя председателя комиссии;
9)осуществляет иные полномочия, отнесенные к его компетенции.
4.5. Инспектор по работе с несовершеннолетними комиссии осуществляет свою профессиональную деятельность на постоянной основе, является муниципальным служащим, замещающим должность муниципальной службы.
Инспектор по работе с несовершеннолетними:
1) ведет учет и индивидуальную профилактическую работу в отношении лиц, указанных в статье 5 Федерального закона от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних";
2) ведет регистрацию протоколов об административных правонарушениях и других документов, поступающих в комиссию;
3) выполняет иные поручения председателя и заместителя председателя комиссии.
4.6.Иные члены комиссии участвуют в заседании комиссии и в принятии решений комиссии, привлекаются к предварительной подготовке материалов к рассмотрению на заседании комиссии.
4.7. Члены комиссии обладают равными правами при рассмотрении и обсуждении вопросов (дел), отнесенных к компетенции комиссии.
5. Заседания комиссии5.1. Основной формой работы комиссии является заседание.
5.2. Заседания комиссии проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц.
5.3. Заседания комиссии считаются правомочными, если на них присутствует не менее половины ее членов.
5.4. Заседания комиссии, как правило, являются открытыми. В целях обеспечения конфиденциальности информации о несовершеннолетнем, его родителя или иных законных представителей комиссия, с учетом характера рассматриваемых материалов может принять мотивированное определение о проведении закрытого заседания. В период действия режима повышенной готовности на территории области, а также в зависимости от эпидемиологической обстановки на территории района заседания комиссии могут проводится в дистанционном режиме.
5.5. Материалы, подлежащие рассмотрению, предварительно изучаются, и принимается решение:
1) о рассмотрении дела по существу;
2) о проведении дополнительной проверки материалов дела по поступившим заявлениям, представлениям;
3) о возврате поступивших материалов, если их рассмотрение не отнесено к компетенции комиссии;
4) о рассмотрении ходатайства несовершеннолетнего, его родителей или иных законных представителей по существу вопросов, подлежащих рассмотрению на заседании комиссии;
5) о принятии мер по обеспечению явки несовершеннолетнего на заседание комиссии;
6) иное, принятие которого отнесено к компетенции комиссии.
6. Решения, принимаемые комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав
6.1. Комиссия после всестороннего рассмотрения обстоятельств дела принимает одно из следующих решений:
1) применить меры воздействия, предусмотренные федеральными законами и законами Тульской области;
2) прекратить дело (при наличии обстоятельств, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях);
3) отложить рассмотрение дела и провести дополнительную проверку
4) передать дело в органы прокуратуры, суд, другие органы по подведомственности;
5) направить представление о принятии мер по устранению причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам.
В случае освобождения несовершеннолетнего от административной ответственности при малозначительности совершенного им административного правонарушения комиссия может принять решение о применении к нему мер воздействия, предусмотренных действующим законодательством. В случае, если в процессе рассмотрения дела об административном правонарушении комиссия обнаружит в действиях (бездействии) лица, обвиняемого в совершении административного правонарушения, признаки иного административного правонарушения, рассмотрение которого не отнесено к компетенции комиссии, или состава преступления, комиссия направляет соответствующие материалы в органы внутренних дел, прокуратуру или иные органы для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении или уголовного дела в отношении указанного лица. 6.2. Решения комиссии принимаются путем открытого голосования простым большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии. При голосовании член комиссии имеет один голос и голосует лично. Член комиссии вправе на заседании комиссии довести до сведения членов комиссии свое особое мнение по вопросу, вынесенному на голосование. Особое мнение, изложенное в письменной форме, прилагается к протоколу заседания комиссии. Результаты голосования, оглашенные председателем комиссии, вносятся в протокол заседания комиссии.
Решения комиссии оформляются постановлениями, подписываются председателем комиссии (в случае его отсутствия - заместителем председателя комиссии), ответственным секретарем (в случае его отсутствия - секретарем заседания).
6.3. Протокол заседания комиссии подписывается председательствующим в заседании и секретарем заседания.
6.4. Постановления комиссии направляются членам комиссии, в органы и учреждения системы профилактики и иным заинтересованным лицам
6.5. Постановления, принятые комиссией, обязательны для исполнения органами и учреждениями системы профилактики.
6.6. Органы и учреждения системы профилактики обязаны сообщить комиссии о мерах, принятых по исполнению постановления, в указанный в нем срок.
6.7 Постановление комиссии может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.